четверг, 7 февраля 2013 г.

телефон невключается токаль вибрирует

Ослик на фоне Галилейского озераИзображение ослика в христианском искусстве появилось в самый ранний период, уже в IV веке. Его изображают уже в сцене Рождества Христова, где у яслей стоят вол и осел. Вол, животное подъяремное, служит символом иудеев, народа подзаконного. Осел же — животное дикое, строптивое — символ язычников, которые не ведают Истинного Бога.Фрагмент саркофага. IV в. Музеи Ватикана, РимИногда на рельефах христианских саркофагов эти животные изображены как бы радостно приветствующими Младенца, что напоминает слова псалма: «Всякое дыхание да хвалит Господа» (Пс.150: 6).Сцена «Вход во Иерусалим» на некоторых саркофагах выполнена очень лаконично (например, на саркофаге Юния Басса), на других изображение более подробно. На одном из саркофагов Латеранского музея Христос едет верхом на ослице, возле которой идет осленок. Различия в количестве деталей объясняется и авторским замыслом, и площадью поверхности, имеющейся в распоряжении художника.Схема изображения этого события была заимствована из античного императорского искусства, где часто возникала необходимость изобразить триумфальное шествие императора. Процессия в античном искусстве почти всегда изображалась движущейся слева направо. Это связано, в том числе, с характером письменности: греки и римляне писали слева направо. Триумфатор изображался въезжающим в город на коне, которого под уздцы иногда вела  богиня Ника; за конем могли изображаться телохранители. У ворот победителя встречал или вассальный царь или фигура, персонифицирующая город. Христианские художники переработали эту композиционную схему.Саркофаг Юния Басса. 359 г. Музеи Ватикана, Рим. ФрагментНа рельефе саркофага Юния Басса Христос, изображенный юным (так в раннехристианский период пытались передать вечность, бессмертие Божие), едет верхом на ослике, который изображен анатомически очень точно. У осла приземистые пропорции, длинные уши (одно утрачено), но это весьма мускулистый, упитанный ослик, статью и поступью напоминающий боевого коня.Оклад Евангелия. 2-ая пол. V в. Сокровищница Дуомо, Милан. ФрагментНа клейме оклада Евангелия из Милана осел ростом и пропорциями слегка напоминает лошадь, но уши и хвост ослиные. Позади Спасителя, там где в сцене императорского триумфа стоял бы воин, изображен человек с пальмовой ветвью в руке.Похожую сцену мы встречаем на спинке резной кафедры архиепископа Максимиана, с той лишь разницей, что вытянутый формат позволил художнику изобразить дерево с забравшимся на него человеком. Кодекс из Россано. VI в. Кафедральный собор г.Россано. Фрагмент.На миниатюре Кодекса из Россано представлен развернутый вариант иконографической схемы. Навстречу Господу вышла большая группа людей с ветвями, некоторые постилают на дороге одежды. Из города выбежали дети, о которых не говорится в эпизоде входа в Иерусалим, но несколько позже упоминается, что дети восклицали в храме «осанна Сыну Давидову!» О детях, ломающих ветви и устилающих ими путь, говорится в апокрифическом «Евангелии Никодима». Некоторые горожане размахивают ветвями, высунувшись из окон. На спине динамично вышагивающего ослика лежит белая ткань, которую, согласно Евангелию, постелили ученики.Фреска церкви Токали Килисе. X-XIв. Гёреме. Каппадокия.ТурцияКомпозиция, включающая Христа, двух или трех апостолов, группу встречающих у ворот взрослых и нескольких детей, постилающих одежды или забравшихся на пальмы, становится популярна в искусстве средневизантийского периода. На фреске пещерного храма Токали Килисе ослик склонил голову перед детьми, как бы любопытствуя, что это они расстилают на его пути. Росписи этого расположенного на окраине империи храма выполняли, видимо, художники столичного круга, так как работа выполнена с большим мастерством. Осел же изображен с точностью, достойной художника анималиста.Фреска церкви Санта Мария в Кастельсеприо Кон.VII-нач.VIIIв. ИталияНо все же конкурс на лучшее изображение осла в средневековом искусстве выиграл бы, скорее всего, мастер, расписавший церковь в городке Кастельсеприо. В сцене «Путешествие в Вифлеем» сочетаются свойственные этому безымянному художнику, с одной стороны, уверенное знание принципов классического искусства, пропорций, композиционных приемов, а с другой, выразительность деталей, стилизация, и даже экспрессия. Ослик, везущий Богородицу, передан с такой удивительной живостью, что, кажется, слышны его шумное дыхание и цоканье копыт.Мозаика Палатинской капеллы в Палермо. 1140-1170 гг. ИталияИногда художник

На православных интернет-порталах уже есть несколько статей об иконографии образа Входа Господня во Иерусалим. В них подробно говорится об источниках, истории формирования, особенностях изображения этой сцены в разные периоды. Поэтому, чтобы не дублировать замечательные публикации, можно рассказать о незаметном «герое» этого и еще нескольких образов — об ослике. Поскольку осел в наших краях зверь редкий, вспомним, как он выглядит.

«Ослик хороший!» — Энциклопедия — Татьянин День

Комментариев нет:

Отправить комментарий