четверг, 7 февраля 2013 г.

коммунизм является разновидностью политической системы

Нужно говорить о различных социокультурных подпочвах немецкого фашизма и советского сталинизма. Первый – раковая опухоль,  крайне кризисное проявление на теле западноевропейской    рыночно-демократической    традиции. Коммунистический тоталитаризм в России – явление совершенно иного порядка, связанное с особенностями российского развития с его традиционализмом, мессианством и столкновением европейского   и   восточного. Гитлер, фигурально выражаясь, - одно из явлений массовой "рыночной" культуры, он появляется как рыночная звезда (сродни    голливудским),    "сделанная"    политическим рынком. Сталин же - это совершенно другое, скорее, собственно религиозное явление. Он бог или, как минимум,  сын бога. Его можно нарисовать,  изобразить, сыграть в кино, но нельзя стать рядом с ним, на один с ним уровень. Это говорит о совершенно разной природе культов   Гитлера и Сталина, о принципиальных отличиях "культового сознания" в фашистской Германии и СССР. Если второе - своего рода религиозный фанатизм, то первое - реализация того, что Э. Фромм называет авторитарным характером. Другими словами,   если   "тоталитарное   сознание"   фашистской Германии - это способ бегства от свободы, то советское   "тоталитарное   сознание"   -   сознание,   еще   не знавшее свободы, не воспринимающее ее как ценность. Из   разграничения  различных видов   тоталитарных режимов следует, может быть, самый важный для нас сегодня   вывод:   видовые   особенности   определенного режима,   несомненно,  не должны упускаться из поля зрения при анализе проблем демонтаж

Каталог эксклюзивных статей для раскрутки сайтов под Гугл

Кроме этого, при завершенном,  доведенном до своего предела тоталитарном режиме, наблюдается поглощение государством  общества и индивида, полное отчуждение граждан от индивидуальной духовной сферы в результате ее огосударствления. Исчезает грань между политической и неполитической сферами жизни, искореняется любая форма несанкционированной жизнедеятельности.   Тоталитарный    режим    очень    просто "решает" проблему большинства и меньшинства: законом карается любое инакомыслие и запрещается любое меньшинство. Устанавливается диктатура одной массовой партии. Формально  существующие  общественно-политические организации и движения тотально регламентированы в своей деятельности. От всех граждан требуется не просто лояльность, но активное выражение "преданности и энтузиазма по отношению к режиму. Так проявляется присущая тоталитаризму активная несвобода в отличие от пассивной несвободы при авторитарном   режиме. При   этом   политический   субъект становится объектом таких неполитических чувств, как любовь, обожание и т.д. Как правило, в тоталитарных режимах нет механизма   преемственности   власти,  поэтому переход верховной власти из рук в руки сопровождается политическими потрясениями, дворцовыми интригами и закулисной   возней.С присущей тоталитарным режимам монополией на политическую и экономическую власть тесно связана и монополия на информацию. Сохранение и упрочение режима невозможно без насилия. Поэтому для тоталитарных режимов характерно применение террора как средства внутренней политики. Столь же свойственны для них и тенденция к милитаризации общества, нагнетание психоза по поводу происков врагов. Наиболее характерной чертой тоталитарных режимов является их идеократичность. "Тоталитарная идеология" отрицает прошлое и настоящее во имя будущего и в этом смысле служит классическим примером утопизма.Искомое общественное устройство провозглашается высшей формой демократии, обоснованность прихода режима к власти (вне зависимости от того, как это было фактически) объявляется осуществлением воли народа, а свое настоящее и будущее существование режим утверждает, апеллируя к этой "высшей форме демократии" как благу народа. "Утопия, поскольку она считается осуществленной, засасывает реальность и выхолащивает воображение" [Безанеон].Примеров тоталитарных политических режимов, опирающихся на различные идеологические концепции, XX век дает предостаточно: сталинизм (в СССР и других "социалистических" странах, сегодня - в Северной Корее и на Кубе), фашизм (прежде всего в Германии и Италии), исламский фундаментализм (Иран), гибрид социализма и ислама (Ливия, Ирак). Однако, пожалуй, наиболее интересным является сопоставление сталинизма и немецкого фашизма как разновидностей тоталитаризма. Во-первых, потому, что в данном случае речь идет о нашей собственной истории; во-вторых, - поскольку советский социализм и гитлеровский фашизм представляют собой две практические формы тоталитаризма, близкие к "чистому", идеальному его типу; наконец, в-третьих, следует учитывать и имеющиеся в научной литературе сравнительные исследования двух феноменов тоталитаризма (именно они послужили базой разработки многих классических концепций тоталитаризма).Общих черт у советского и германского видов тоталитаризма действительно много: начиная с сущностных особенностей тоталитарного   режима   вообще   и   заканчивая   чисто внешними деталями (специфика партийной жизни и организации,   административно-управленческая  структура,  массовые мероприятия, даже архитектура, художественная литература, кинематография, живопись и т. д.). Труднее разобраться с различиями. Как правило, называют два-три отличия: характер прихода к власти (выборы - насилие), конкретное содержание идеологий (националистическо-расистская - классово-коммунистическая) и т. п.

Характерные черты и разновидности тоталитарных политических режимов. Коммунизм/фашизм.

  на сайте HOBOCTu.com и !

   или Приветствуем на сайте

Приветствуем на сайте

Характерные черты и разновидности тоталитарных политических режимов. Коммунизм/фашизм. - Последние новости России, Украины и мира

Комментариев нет:

Отправить комментарий